Обзор рынка дополнительных услуг сотовой связи от J’son & Partners Consulting
Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка дополнительных услуг сотовой связи. В рамках данного исследования было осуществлено изучение текущего состояния и основных тенденций рынка по регионам (Америка, Европа и Азии), произведен детальный обзор ситуации и разработаны сценарии дальнейшего развития рынка дополнительных услуг в России.
В работе рассмотрены такие дополнительные услуги сотовой связи, как SMS, MMS, RBT, LBS, IVR, мобильный Интернет, мобильная коммерция, мобильный маркетинг и мобильное телевидение.
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка дополнительных услуг в России в 2008 году достиг 94 млрд. руб. (или 3,8 млрд. долл.), в первом полугодии 2009 года выручка от VAS сотовой связи составила 55 млрд. руб.
Большая часть выручки от дополнительных услуг сотовой связи (как, впрочем, и выручки от основных услуг) приходится на операторов «большой тройки»: «МТС», «ВымпелКом» и «Мегафон» (83,3% в 1 полугодии 2009 г.).
Сервис передачи коротких сообщений (SMS) продолжает оставаться основным драйвером доходов (более 50% выручки от всех дополнительных услуг связи). Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и мобильный Интернет занимают практически равные доли: 22,6% и 22,5% соответственно.
С учетом социально-экономической ситуации (снижение платежеспособного спроса, а также прошедшая в конце 2008 года девальвации рубля, не сопровождающейся ростом рублевых цен на дополнительные услуги связи), в 2009 году следует ожидать снижения объема рынка в долларовом эквиваленте до 2,95 млрд. долл. при его росте в рублевом эквиваленте на 4% (реалистичный сценарий).
В качестве основных негативных тенденций российского рынка дополнительных услуг связи следует отметить:
- Стагнацию в сегменте «Мобильный контент», вызванную, в первую очередь, стремительным падением продаж рингтонов и платного видео контента (которое пока компенсируется ростом выручки по услуге RBT). Это вызвано увеличением грамотности абонентов, стремительным ростом функциональности мобильных терминалов, предоставляющих развитый функционал для поиска музыкальных треков и видеороликов в сети Интернет, а также непродуманной политикой правообладателей.
- Снижение темпов роста выручки от услуг RBT. Это обусловлено, в первую очередь, достаточно ограниченной контентной RBT-базой, исчерпанием потенциала используемых форматов продвижения («Какая-то мелодия вместо гудка»), при весьма сложной процедуре выбора нужной мелодии.
С другой стороны, выручка в ряде сегментов рынка продолжает расти:
- Мобильная коммерция. Эта услуга тесно связана с рынком интернет-услуг — основная доля средств используется для оплаты интернет-сервисов. Интернет-трафик, несмотря на кризис, растет, что означает дополнительный спрос в сегменте мобильных микроплатежей.
- Мобильный Интернет. Данная услуга особенно актуальна в регионах, где беспроводной доступ является зачастую безальтернативным вариантом доступа в сеть Интернет.
Источник: здесь